Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео, давно и прочно вошли в обиход малышей, начиная с первых лет их жизни. Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми, бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки. Сидение перед экраном, кажущееся на первый взгляд безобидным, вполне устраивает всех, прежде всего родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, если взрослые не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и в компьютерные игры, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причем не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, дефиците движения, испорченной осанке), но и для его психического развития. Однако из самых серьезных и тревожных последствий – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все чаще сталкиваются с этой проблемой: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Как показывают исследования, 25% детей 4 лет страдают нарушением речевого развития. Заметим, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Число дошкольников с речевым нарушением возросло более чем в 6 раз(!). Причем, же здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят достаточно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма? Разница огромная Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным, детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений. Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Нередко можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчики всегда дрались, но в последнее время все чаще дерутся и девочки. Подражая « героям» и « героиням» из мультфильмов и компьютерных игр. Дети вступают в жестокую схватку со сверстниками, и, не зная чувства меры, бьют друг, друга до синяков и царапают до кровоподтеков. Сопереживание, жалость, помощь слабому – эти качества встречаются все реже. Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютерные игры? Да, если речь идет о маленьком ребенке, неготовом адекватно воспринимать информацию с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной информации. Когда телевизор подменяет общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает деформирующее влияние на становление личности и психики ребенка. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно. Ярким примером может послужить эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг кино заканчивается и ребенок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед стиральной машиной, в которой крутится и мелькает цветное белье. Ребенок тут же замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше смотрел в телевизор. Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущие пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, и ищет ее повсюду. Ему уже все равно куда смотреть – только бы что - нибудь мелькало перед глазами, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность. Гармоничное и полноценное развитие возможно только в интенсивном и постоянном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками. Сказанное выше отнюдь не означает к призыву исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только, когда они готовы. Воспитатель логопедической группы Балковая Л.Н. |