Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников

Отправлено 18 февр. 2015 г., 05:07 пользователем Дарья Клименко   [ обновлено 18 февр. 2015 г., 05:08 ]

Воспитатель логопедической группы Балковая Л.Н.

Проблема патриотического воспи­тания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее акту­альных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

           Патриотическое воспитание до­школьников — это не только воспи­тание любви к родному дому семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

            Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейно­го очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому и гуманные чувства должны воспитываться у малыша, прежде всего, по отношению к матери.

Необходимо воспитывать у ре­бенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить пред­ставление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и обе­регает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом — страшная беда. Детям можно рассказать о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, постараться вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброже­лательными к беженцам, позаботиться о них, облегчить их страдания.

           В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их  на­циональное самосознание Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

      Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения — это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекра­сен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих на­родов, встречаются плохие люди.

       О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Не важно, кто человек по националь­ности, главное — каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими чреваты обострением межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями. Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознаком­лению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран.

        Важнейшей составляющей па­триотического воспитания являет­ся приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Воспи­татель должен сам владеть «великим могучим» русским языком, свободным от иностранного «налета». Родной язык надо спасать!

     Крайне сложным является вопрос содержания патриотического воспита­ния. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать детей информацией и переоценивать их возможности. Нужно рассказывать о позитивных событиях в истории страны, родного города, детского сада и семьи, о культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях россиян, победах русского оружия и о много другом.

     Вместе с тем дети смотрят телевизионные передачи, слышат разговор взрослых, и рано или поздно у них возникают острые вопросы, касающиеся Чечни, и терроризма, и многих других малоприятных и непонятных вещей. Ребенок вправе задать их воспитателю, родителю и получить ответ. Однако взрослому не стоит спешить с ответом, планировать обстоятельный разговор со всеми детьми группы на политическую тему. Такие вопросы требуют глубокого осмысления, эрудиции, такта, педагогической и человеческой мудрости. Отвечая, взрослый должен удовлетворять любопытство, любознательность ребенка, дать ему по возможности объективное представление о том или ином событии, учитывая его жизненный опыт, желание знать правду. Неправдивый ответ вызовет в дальнейшем недоверие к вам. А в педагогике, как и в медицине, главное — не навредить.

       Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина — нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же подобная ситуация не редкость. Ребенок в детском саду видит и слышит одно, а дома — другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семье в области патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

       Следует подумать и о средствах патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденновцы, легендарные корабли «Аврора», «По­темкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает. Возобновлять выпуск старых игрушек нет смысла, большинство из них нынешнему поко­лению детей неинтересны и непонятны. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жиз­нью, бытом. Со­держание игрушки можно адаптировать к любому российскому городу. Подобные наборы были бы интересны детям, об­легчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и былин о сра­жении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну, приносить ей пользу.

       Мир стал агрессивен по отноше­нию к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая гло­бальными коммерческими издатель­скими, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за при­видениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая де­тям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходи­мо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.

        У  России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знаком­ство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композито­ров, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

         Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.

        И еще об одном средстве обучения мне хотелось бы сказать — это песни. Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди по­пулярных в детском саду песен есть такие, что ненавязчиво учат любить свою страну и родной дом. Эти песни Ю. Антонова, С. Ротару, О. Газманова, группы «Любэ», песни периода Великой Отечественной войны. Было бы хорошо, если бы они вошли в жизнь ребятишек, а педагог объяснил, кто и когда их пел и почему эти песни пользуются народной любовью.

         Патриотическое воспитание до­школьников — проблема архисложная в условиях современной России. Из­менилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумы­ваемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет двенадцать назад просто не замечали. Мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей. Чем образованнее, требо­вательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство — одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувство­вал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Comments