Психолог


Как воспитывать детей без наказаний

Отправлено 10 февр. 2013 г., 22:25 пользователем Дарья Клименко

«Можно ли воспитывать детей без наказаний?», «Надо ли наказывать детей, если да, то за что и как?», «Почему дети ведут себя плохо?». Каждый родитель рано или поздно задаёт себе подобные вопросы. Что порождает родительское наказание в сердцах детей?

Наказание в сердцах детей порождает страх, обиду на родителей, которая, в свою очередь, может вызвать желание отомстить обидчику. Дети могут плохо учиться, капризничать, дразнить младших детей в семье, портить свои вещи или вещи обидчика, убегать из дома и т.д.

Наказание несёт в себе и другие побочные эффекты. Это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы – единственный способ добиться того, чего хочешь. Прежде, чем наказывать ребёнка, важно спросить себя: «Чему же на самом деле я хочу научить своего ребёнка?».

Одна из причин, почему люди (и дети) ведут себя не так, как хотелось бы, заключается в том, что они не находят для себя достойного места в семье (обществе), не чувствуют свою значимость и причастность ко всему (чувство своей значимости). Когда человек утрачивает это чувство, его поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Дети ведут себя плохо, по мнению американского психолога Рудольфа Дрейкурса, потому, что они сомневаются в собственных способностях и возможностях проявить себя достойным образом, им проще достичь самовыражения «плохим» поведением.

Очень часто основа поведения детей закладывается первоначальной реакцией родителей на тот или иной поступок. Ребёнок следит за реакцией родителей, чтобы знать, как вести себя дальше. Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на детей, чаще всего, применением тактики запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаём себе вопрос: «Что мой ребёнок хочет сказать мне своим поведением?». Это позволит вовремя снять напряжение в отношениях с детьми и одновременно повысит шансы исправить его поведение.

Американский психолог Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. По его мнению, умение взрослого наблюдать собственные эмоциональные реакции на поведение детей поможет ему понять цели их поведения  и найти наиболее адекватный к ним подход.

Подробнее об этом можно найти в книге Кэтрин Кволс «Радость воспитания».                   

 

 

Как общаться с ребенком?

Отправлено 10 февр. 2013 г., 22:21 пользователем Дарья Клименко   [ обновлено 10 февр. 2013 г., 22:22 ]

Общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком, испытывать ощущение радости от общения с ним оказываются безуспешными – безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он слушается, умный, способный, помощник, отличник, а просто так, просто за то, что он есть.

Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому человеку – фундаментальная человеческая потребность. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда родители в момент общения с ребёнком сообщают ему, что он им дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т.п.

Созданию гармоничных отношений с ребёнком, радостного общения с ним способствует «активное слушание». Слушать активно – концентрировать своё внимание на ребёнке в момент общения, задавать уточняющие вопросы: «Таким образом…», «Если я правильно поняла…», не давать советов, не оценивать. В момент слушания ребёнка необходимо повернуться к нему лицом, чтобы глаза родителей и ребёнка находились на одном уровне. Важно избегать общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор или читая газету.

Результаты использования метода активного слушания в процессе общения с ребёнком: исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка; ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе ещё больше; ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы, повышается чувствительность родителей к нуждам и горестям ребёнка.

Как подготовить малыша к детскому саду

Отправлено 3 февр. 2013 г., 20:35 пользователем Дарья Клименко   [ обновлено 18 дек. 2014 г., 05:16 ]

Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада одинаковы для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям. Прежде всего, необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада. Необходимо рассказать ему, что такое детский сад, для чего туда ходят дети, Подробно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторяется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие у малыша образование умения контактировать с незнакомыми взрослыми. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, Которые не знают родительского "нельзя". Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, не давая возможности побыть самим собой. Эти индивидуальные особенности при адаптации надо учитывать. Если ребенок "шустрик", он быстрее осваивает игровое пространство и дольше притирается к сверстникам. С ребенком "мямликом" же возможны совершенно противоположные метаморфозы. Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму детского сада. Причем в выходные дни тоже. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски, научить есть ложкой и т.д. Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение босиком в помещении и по земле летом - самый простой и эффективный способ. Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к прохладному питью. Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезней. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут "дом-сад". Не надо ходить в гости, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными бактериями и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к иммунным сбоям. Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ребенку его дом. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Для этого надо заранее рассказать ему о детском саде, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ему, что скоро он сможет туда ходить. Необходимо рассказать ему подробно о режиме в детском саду, что и в какой последовательности он будет делать. Когда ребенок это знает, он чувствует себя увереннее.  Научите играть малыша с другими детьми, научите делиться его игрушками с другими детьми. Рассчитайте свои силы, возможности и планы, иногда на привыкание уходит до полугода. Не сомневайтесь в целесообразности детсадовского воспитания. Ваши колебания ребенок будет чувствовать,  и будет использовать, чтобы остаться дома. Легче привыкают к детскому саду дети  родителей, для которых детский сад является единственным выходом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Чем лучше будут отношения с воспитателем, с другими родителями и детьми, тем легче будет вашему ребенку. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Заранее отрегулируйте опорожнение кишечника в домашних условиях, пользоваться ложкой, самостоятельно мыть руки, пользоваться туалетной бумагой.  Эти проблемы могут стать причиной комплексов у малыша. Расскажите ребенку о трудностях, с которыми он может столкнуться в детском саду, и как ему поступить в этих случаях. Например, если он захочет пить, то ему следует подойти к воспитателю и попросить помощи. Желательно, чтобы дети раннего возраста пораньше уходили домой, т.к. психика малыша в этом возрасте достаточно слаба, он быстро устает от постороннего шума, от нахождения в том же помещении, где много других детей. Да и скучает малыш по родителям первое время очень сильно. Никакие усилия воспитателя не принесут результата, если ребенка будут забирать в 17.00 часов каждый день.

1-3 of 3