Консультации
Музицирование-это возможно?
Музыкальные игрушки и инструменты способствуют формированию творческой личности ребенка: развиваются слуховые представления, чувство ритма, тембровое восприятие. Приобщение ребенка к музицированию лучше всего начинать с группы ударных инструментов: барабан, деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубен, треугольник. Примерно, с 3-4 лет, можно включить металлофон, ксилофон (ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков, по которым ударяют деревянными палочками) и др. На ударных инструментах хорошо отбивать ритмический рисунок, метрическую пульсацию (чередование сильных и слабых звуков), которую дети начинают осознавать с того момента, когда начинают маршировать под музыку. Метрическую пульсацию легко показать на бубне, барабане: дети с удовольствием стучат ладошкой по бубну или палочкой ударяют в барабан. Метр и ритм дети легко усваивают и через жанры произведения. Например, полька характеризуется следующей ритмоформулой ‒ (раз-два), а вальс – (раз-два-три). Быстро и легко освоить навыки игры на ударных инструментах помогают образные сравнения: предложите ребенку изобразить деревянными палочками бег лошадки. Нежный перезвон колокольчиков хорошо получится при извлечении звука легким встряхиванием кисти правой руки. Металлофон – самый доступный для детей инструмент, вызывающий интерес почти у всех без исключения. Поэтому начинать знакомство с инструментом лучше всего с "обследования", т.е. самостоятельного манипулирования: ребенок быстро поймет, что звук извлекается посредством удара молоточком по пластине. Металлофон лучше всего положить на небольшую подставку, находящуюся на уровне колен ребенка, и объяснить, что молоточек должен лежать на указательном пальце, а большой палец придерживал бы его сверху. Удар должен приходиться на середину пластины и быть легким (следите за свободой кисти). Отдельно поупражняйте маленького музыканта в передаче ритма. Похлопайте в ладошки: "Та-ня, Та-неч-ка, Ан-дрей, во-робей, не го-няй го-лу-бей". А после предложите выполнить эти же задания на пластине металлофона. Закрепив в течение некоторого времени музицирование на одном звуке, переходите к освоению двух звуков разной высоты: Дож-дик, до-ждик, пол-но лить/, на-ших де-ту-шек мо-чить/" (используются две соседние пластины металлофона). Постепенно дети осваивают звукоряд (пластины металлофона могут быть разного цвета, что облегчает задачу освоения звукоряда) и овладевают навыками игры. Поощряйте инструментальные импровизации. Пусть ваш ребенок подражает звукам окружающего мира и свободно проявляет свою музыкальную индивидуальность. РЕКОМЕНДАЦИИ Знакомьте с инструментами поочередно, выбирая по принципу "от простого к сложному". В игровой комнате не должно быть много инструментов и звучащих игрушек, это притупляет внимание и желание научиться играть. Качество инструментов должно соответствовать музыкальным стандартам; они не должны звучать фальшиво, или издавать неприятные звуки.
|
Ритмы, звуки как лекарство
Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Звукотерапия ‒ одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия. Заслуженной популярностью пользуется словотерапия, которая из отдельных звуков создает смысловые мыслеформы, дополнительно целебно воздействующие на человека. К звукотерапии можно отнести и лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию, в аэрофитотерапию, в другие техники и практики, где есть расслабление и медитация. Это разделение весьма условно. Куда отнести пение, тоже весьма эффективную терапевтическую методику? Она близка и к музыке, и к словотерапии, и к лечению отдельными звуками, и даже к рифмотерапии. Песня активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы. Если вспомнить историю, то тот же Пифагор лечил многие болезни души и тела именно пением. Утро в его университете начиналось с песнопения (для активизации ума и очистки его от сна) и им же вечером заканчивалось (для успокоения и настроя на сон) Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами была известна еще в древности, и широко применялась в лечебной практике на Востоке. Но уже в наше время установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения звуков. В частности, низкой или средней она должна быть при лечении заболеваний сердца или легких, более высокой – при терапии внутренних органов. Издавна знали, что некоторые слова, предложения, сказанные в надлежащем тоне, могут быть действительно незаменимым лекарством. На этом строятся бытующие в народе всевозможные заговоры и заклинания. Но, конечно же, наибольшей магической силой обладают созданные и отшлифованные веками молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний. Одним из направлений словотерапии можно считать и рифмотерапию – лечение стихами. Некоторые из стихов созвучны человеку, его эмоциональности "внутреннему миру". К тому же они являются индивидуальным способом самовыражения. Давно известно, что ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень. Давно известно, что определенные тона ультразвука могут нарушать психику человека, буквально сводить его с ума. Есть и такие, которые убивают. То же можно сказать и о словах, и о звуках. Шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Именно к этому стремится развивающаяся наука – звукотерапия, цель которой – добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующее звено (через слово ли, музыку или просто звук), которое на долгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью бытия. |
Внешний вид детей на музыкальных занятиях.
Консультация для родителей музыкального руководителя МБДОУ дет сад №10 Бесхлебной Э.А. Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для малышей. Их жизнь без музыки невозможна, как невозможна она без игры и сказки. Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю в каждой группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где все приготовлено для успешного пребывания детей. В данном виде деятельности мы приучаем малышей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. Важно, чтобы дети на занятиях были опрятно одеты. Девочки должны быть одеты в юбки или платья, потому, что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведет к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике. Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в брюки, чтобы выглядеть эстетично. Для того, чтобы ребенок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. Например, чешки или сандалии. И совсем недопустимо, чтобы ребенок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлепках». Чешки являются обувью, использующейся, как правило, для двух видов деятельности вашего ребенка – танцы и спорт. И то, и другое занятие являются весьма ответственной деятельностью, во время которой нужно сосредотачиваться только на упражнениях. Чешки сегодня востребованы не только в спортивных секциях и танцевальных кружках, но в детских садах и школах, ведь они считаются самой удобной и легкой обувью для занятия физической культурой и танцами. Данная обувь помогает защищать ногу ребенка от возможных механических повреждений и не затрудняет движение, полностью раскрепощает стопу и позволяет правильно выполнять задаваемые упражнения. Ребенку необходимо правильное формирование стопы, для этого и носят обувь с четко фиксированной подошвой. На музыкальных занятиях и на физкультуре дети встают на носочки, выполняют различные музыкально-ритмические движения, им нужна гибкая стопа, поэтому детей переодевают в чешки. Это предусмотрено медициной, и помимо занятий музыкой и физкультурой чешки в дошкольных учреждениях не одевают. Кроме чешек на занятиях допустима другая обувь, которая плотно охватывает щиколотку (ношение короткой обуви приводит к деформации пальцев и быстрому утомлению ноги). Предпочтителен широкий носок; легкая, гибкая подошва должна быть достаточно твердой и не скользить. Задник должен быть цельным без вырезов и вставок. Кроме того, он должен быть достаточно жестким, с закругленным верхом. Очень важным является наличие вклеенной на фабрике ортопедической стельки с супинатором, назначение которой – профилактика возникновения плоскостопия (Супинатор – маленький бугорок у внутреннего края подошвы, который поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки). Одежда для праздников. На музыкальных занятиях - самый распространенный вариант обуви - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников. Конечно, если это будет литературная викторина, праздник поэзии или драматический спектакль, обувь может быть другая. Но, в любом случае, детские туфельки не должны быть на каблуках и на платформе. Ни у кого не возникает вопрос, почему в хореографических кружках и танцевальных школах дети занимаются в балетках. В театре в голову не приходит сопоставлять парадный костюм короля, изящное платье принцессы с их обувью - балетками. Мы воспринимаем балетное действие целостно: музыка, танец, пластика, которая в другой обуви была бы невозможна. Так и движения детей в танцевальных композициях на праздниках будут изящны, легки, естественны только в подобающей обуви. То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители чересчур увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков и модные джинсовые костюмы. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей. Педагоги должны заранее предупредить родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм «Человека-паука» или «Бэтмена», который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого - «Новогодний теремок» или «Золушка на балу». Будьте внимательны к здоровью своих детей! |
ДОРОГИЕ МАМЫ, ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!
Если ваш ребенок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, умный, талантливый, сообразительный! А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил. Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие, как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны. Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса. Мы в музыкальном зале рады видеть всех! Всегда звучат здесь песни, детский смех. И чтобы праздник был спокойней, веселей, Не надо брать с собой грудных детей. Устанут, будут плакать, и кричать, Нехорошо артистов огорчать. В день праздника вы постарайтесь раньше встать. Чтоб на утренник в детсад не опоздать. Чтоб Ваша дочка или ваш сынок Костюм надеть спокойно смог. А вот фотоаппарат иль камеру возьмите, И обязательно весь праздник нам снимите. Приходите на праздники в детский сад!!! Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему. Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник. Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно. Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство». Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения! |
РОДИТЕЛЯМ О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно: обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность); (Продолжение в прикрепленном файле) |
«Элементы проектирования в музыкальном воспитании»
20 мая 2015 г. Я, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 10 и сейчас работаю над проектом «Ты, Кубань, ты наша Родина.» Этот проект рассчитан на 1 год. Мы собираем различный фольклорный материал- обрядовые песни, казачьи игры, пословицы и поговорки, фотографии с изображением быта и казачьих костюмов. Для данного проекта мы разработали различные виды работ:1.Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, законодательных документов по проблеме. 2.Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников. 3.Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта... (продолжение в прикрепленном файле) |