Музыкально-дидактические игры


Презентации

Отправлено 5 апр. 2016 г., 01:16 пользователем Дарья Клименко   [ обновлено 5 апр. 2016 г., 01:34 ]

 

Музыкально-дидактическое пособие "Море музыки"

Отправлено 16 февр. 2015 г., 03:27 пользователем Дарья Клименко   [ обновлено 16 февр. 2015 г., 03:34 ]

В том, что музыкальное восприятие - сложный эмоциональный и умственный процесс, требующий различных методических приемов, нет сомнений ни у одного музыкального руководителя. Но как суметь уложить в душу, сердце и разум 5-7 летнего ребенка то, чего и взрослому-то, порой не под силу? Часто задаваясь этим вопросом, ища разные пути и решения, было разработано музыкально-дидактическое пособие "Море музыки", значительно облегчающее усвоение достаточно сложных классических произведений.

Цель: пособия заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Методика применения: Дети отправляются в морское путешествие (цветное изображение). Число участников определяется количеством комплектов пособий. Детям раздают карточки и пособия, предлагают прослушать произведение. Аналогичными карточками пользуется и водящий (ребенок, воспитатель, музыкальный руководитель), который во время анализа произведения крепит их к черно-белому изображению магнитной доски, постепенно "раскрашивая" и "оживляя" внезапно потемневшее море, рассказывая о музыке. Анализ произведения ведем по следующей схеме:

а) "Компас настроений" - эмоциональная сфера, характеризующая чувства и настроения, переданные в музыке

б) "Кто - что" - (если имеются) моменты программности и изобразительности

в) Средства музыкальной выразительности:

- темп (корабли с названиями "Очень медленный", "Медленный", "Быстрый", "Очень быстрый")

- регистр (звуковысотный утес: высокий, средний, низкий)

- ритм (ритмическое течение: долгие звуки, короткие звуки)

- тембр (тембровый остров : палитра цветов радуги)

- динамика (дельфин папа - f,ff, дельфин мама- mf, mp, дельфиненок - p,pp)

- лад (маяк: мажор, минор)

г) форма музыкального произведения:

- стиль (палитра инструментов)

- структура (1-2-3 х частная формы)

д) жанры (киты: песня, танец, марш, ведущих в оперу, балет и оперетту)

Музыкальный репертуар: подбирается согласно стратегического плана музыкального руководителя.

Каждая часть пособия может быть использована, как самостоятельная музыкально-дидактическая игра. А в целом это полный и последовательный анализ музыкального произведения. Однако не следует сразу на одном занятии выполнять все задание. Это можно сделать на последующих занятиях, постепенно раскрашивая "Море музыки".

Данное пособие применяется со средней группы, где дети характеризуют содержание, передающее характер и средства выразительности. Со старшей группы используется все пособие, где дети знакомятся со стилем, жанрами и формой произведения. 

Музыкально-дидактические игры с использованием пособия «Веселые кубики»

Отправлено 16 февр. 2015 г., 03:25 пользователем Дарья Клименко   [ обновлено 16 февр. 2015 г., 03:25 ]

«Угадай – ка » (игра для детей младшего и старшего дошкольного возраста)

«Ритмический музыкальный кубик»

(игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста).

Цель:

-Помочь детям дошкольного возраста в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие;

-Способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Задачи:

Повышать интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к формированию творческого мышления, усиливать образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Кубики для музыкально - дидактических игр изготовлены из картона, на гранях одного кубика - аппликации  с изображением животных, на другом - музыкальные инструменты. Кубики легкие, гигиеничные и нетравмоопасные. Данный игровой материал осваивается детьми, как на музыкальных занятиях, так и в свободно - самостоятельной деятельности.

Кубик «Угадай – ка»

1 вариант: Игра для детей младшего дошкольного возраста

Программное содержание. Развивать творческие проявления

в посильной эмоционально – выразительной передаче образов.

Игровой материал

Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки

с изображением животных:

Раздаточный: шапочки или маски с изображением животных (эти же животные изображены на гранях кубика.)

Ход игры:

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Нужно взять веселый кубик,

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик,

Нужно детям показать!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает

его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто

изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.

Педагог предлагает ребенку надеть шапочку данного животного и показать под музыку как он движется, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.

2 вариант: Игра для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание.

-Развивать у детей активность, творческие способности, память, слуховое внимание, коммуникативные навыки, уверенность в себе.        -Повторять и закреплять пройденный материал.

Ход игры:

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит несложная, веселая мелодия, дети передают кубик другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик другу отправляем,

Кому кубик попадает,

Ты подумай, не спеши

Спой, сыграй или спляши!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол, говорит, кто изображен на верхней грани кубика, затем по желанию проводит знакомую игру с детьми, читает стихотворение или исполняет песенку и т. п. Если у ребенка возникают трудности, педагог предлагает детям по желанию выполнить условие игры.

«Ритмический музыкальный кубик»

1 вариант: Игра для детей средней группы

Программное содержание.

-Учить различать тембр и название

музыкальных инструментов.

-Развивать у детей слуховое

внимание, навыки элементарного музицирования, чувство ритма,

интерес к игре на музыкальных инструментах,

-Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное

отношение друг к другу.

-Доставить детям радость от совместной игры.

Игровой материал

Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас).

Раздаточный: музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас.

Ход игры:

На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика.)

Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Всё играет и поет.

Кубик, скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет

изображенный на верхней грани инструмент,

берет его со стола и играет несложный ритмический

рисунок, если он затрудняется назвать инструмент,

педагог предлагает детям ему помочь. Дети

повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами.

Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе

инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

2 вариант: Игра для детей старшей и подготовительной групп.

Программное содержание:

-Учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов, определять длительность звуков, схематично отмечать ритмический рисунок на фланелеграфе.

-Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки.

-Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание навыки элементарного музицирования в оркестре.

Игровой материал:

Демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, фланелеграф.

Раздаточный: музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика.

Ход игры:

Дети стоят или сидят на стульчиках в кругу. Под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Всё играет и поет.

Кубик, скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик,

называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола, играет

несложный ритмический рисунок. Все его повторяют хлопками. Педагог обращает внимание на точность передачи ритма.

Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми позволит получить следующие результаты:

Развить у детей музыкальные и творческие способности;

Закрепить знания о музыкальных инструментах и навыки игры на них;

Развить у детей метроритмическое чувство (ритм, темп, ритмический рисунок, форму);

Сформировать качества, способствующие самоутверждению(самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия).

 

1-3 of 3