Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на
речевое развитие ребенка
Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у
ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как
следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок
переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения
обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и
приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных
составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно,
чтобы помочь своему ребенку.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая
среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без
полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не
нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему.
Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными
руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так
называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве
нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих
искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим
компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить
тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к
овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям
нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка,
игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на
проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто
перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои
места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит
речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды,
когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку
требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная
работа.
Стоит отметить нежелание родителей работать над
собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок,
неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно
прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически,
передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая
речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм
подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении.
Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры
слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести
полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной
речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй
речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является
бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные
группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей,
речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать,
им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в
мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка
времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них
не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.
Отдельно стоит выделить темпы развития технического
прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели
почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает
тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где
включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить
несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых
дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести
следующие:
1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
2. Проговаривание действий, называние предметов при
общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте
должен выразить свое желание словесно.
4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком
слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр,
провоцирующих речевую активность детей.
6. Создание благоприятного климата в семье,
располагающего к общению всех членов семьи.
7. Организация свободного времени ребенка с помощью
различных кружков, секций, общения со сверстниками.
8. Своевременное обращение за консультацией к
специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей
от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно
существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю
Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь
своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания
произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков
сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное
звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении
ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.Вас
должно насторожить, если ребенок:
очень
вял, нехотя реагирует на окружающее;
часто
проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
имеет
сильное течение слюны;
не
выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
не
играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в
тарелку и т. д.;
говорит
«ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка»
говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
употребляет
слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако»
--молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно
обратиться за консультацией к специалисту — логопеду. Ошибочно надеяться на
самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка,
т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Логопедические обследования, проводимые
ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста
(4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все
звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи.
Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.
Постараемся выделить
те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей
Итак:
· ежегодно,
начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской
поликлинике;
· критически
относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых
отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что
все само собой образуется;
· обязательно
проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к.
аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана
аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
· большинство
детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического
слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции
звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать
фонематический слух;
· посещайте с
ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без
выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками
невозможно будет добиться положительных результатов;
· через полгода
после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью
проверки надежности результатов;
· в случае
тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую
группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год,
слушая советы не компетентных людей.
Рекомендации логопеда для родителей детей старшего
возраста
Подготовила: учитель-логопед Фишер Н.Г
Уважаемые
папы и мамы!
6-7 лет — это возраст, когда ребенок
должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в
оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
Время от времени беседуйте с ребенком
о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не
запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
У
ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
1.
правильно произносить все звуки языка;
2.
выделять первый и последний звук в слове;
3.
разделять слово на слоги;
4.
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
5.
придумывать слова на заданный звук;
6.
сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
7.
повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
8.
определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова —
предлоги.
Важно выяснить:
1.
насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том,
что увидел, услышал;
2.
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество,
возраст;
3.
что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
4.
сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли
исключить из предложенного ряда «лишнее»;
5.
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
Больше занимайтесь с ребенком
рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с
деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение
свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать»
четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в
пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от времени повторяйте с
ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в
детском саду.
В случаях любых затруднений
обращайтесь к логопеду или воспитателю.