«Мама, прочитай! Папа, прочитай! Прочитай, поиграй, бабушка!»- упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему он не читает сам? Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 5-6 лет, если он будет делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала надо научить выделять звуки в слове, а потом – заменить звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это конечно, дело школьного обучения. Но если ребёнок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова « сложены» из звуков, учить его грамоте трудно. Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя. Но, где же взять время? Оказывается, играть с ребёнком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребёнок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участия в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками. Спросите у ребёнка: « С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А если звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких ещё словах есть звук а?». Подберите слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдаёт фант. А вот игра чуть сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т.д. Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карта с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающее на звук п?». Руки поднимают те, у кого на карточках есть изображения предметов, названия которых начинается с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображения. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так же можно играть, выделяя последний звук в слове. А как любят дети играть со Звукоедиком! Познакомьте малыша с ним. Спросите: « У звуков есть страшный враг – Звукоедиком. Он питается звуками. Вот у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т.д.» В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «сту(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый ( или последний) звук в названиях фруктов: (г)руша, (а)брикос, яблок(о), слив(а). Или озаботьтесь тем, что в лесу используют звуки в названиях грибов, ягод, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звук в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трёх, а затем из четырёх- пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: « В этом доме живёт слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук спит в первой спаленке?». Дайте ребёнку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребёнок завёт: «К-к-к», - кладёт фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш завёт спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук m, удивитесь: «Разве здесь живёт кm? Я думал, что здесь живёт ко-о-оm». Усложняйте игру, предлагая слова из четырёх и пяти звуков. Пусть ребёнок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладёт на хранение» продукты, одежду, мебель. Игру можно ещё усложнить: предложите малышу самому построить дом для куклы Маши и других игрушек. Все эти игры настольные. Если же ваш ребёнок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машинки (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему» «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везёт машина?». Ребёнок угадывает: «Сыр». Одновременно с звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая начертания буквы, произносите не её название, а тот звук, который эта буква означает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твоё имя начинается вот с этой буквы – “ М“». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И ещё – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой. Чтобы ребёнок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагаете вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них уже невидимые звуки, а буквы из разрезной азбуки или кубики с изображёнными на них буквами. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного принципа русской письменности. Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперёд и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы затем произнесём стоящую впереди согласную – твёрдо или мягко. Ребёнок не умеет забегать глазами вперёд – он означает букву «л», не обращая внимания на то, что стоит за ней – «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтёт одинаково. Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом может вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогите ребёнку читать слоги: ла, ло, лу, лы. Итак, вы научили ребёнка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребёнок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным словом. В заключении, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своём портфеле занимательный материал, весёлый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайкиным пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный и увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира. |