Раннее обучение чтению: потребность или дань моде

Отправлено 27 мая 2015 г., 08:39 пользователем Дарья Клименко
«Мама, прочитай! Папа, прочитай! Прочитай, поиграй, бабушка!»- упрашивает 

шестилетний малыш домочадцев. А почему он не читает сам?

               Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 5-6 лет, если он 

будет делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала 

надо научить выделять звуки в слове, а потом – заменить звук буквой. Ясное, 

осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода  от звучащей речи 

к буквенной записи – это конечно, дело школьного обучения.  Но если ребёнок 

хотя бы интуитивно не ощущает, что слова « сложены» из звуков, учить его 

грамоте трудно.

                  Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, 

поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в 

слова. Главное – делать это, играя.

                  Но, где же взять время? Оказывается, играть с ребёнком можно везде: в 

транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. 

Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начать лучше с тех, что 

легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, 

которые ребёнок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут 

участия в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.

                Спросите у ребёнка: « С какого звука начинается слово а-а-аист?». 

Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А если звук а в 

словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких ещё словах есть звук а?». Подберите слова 

вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за 

правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдаёт фант.

                  А вот игра чуть сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку слов, 

начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - 

«чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т.д.  

                  Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали 

участие несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карта с 

картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающее на звук п?». 

Руки поднимают те, у кого на карточках есть изображения предметов, названия 

которых начинается с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими 

изображения. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке. Так 

же можно играть, выделяя последний звук в слове.

               А как любят дети играть со Звукоедиком! Познакомьте малыша с ним. 

Спросите: « У звуков есть страшный враг – Звукоедиком. Он питается звуками. 

Вот у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в 

каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т.д.» В следующий раз Звукоедик может съесть 

последний звук в словах: «сто(л)», «сту(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз 

придумывайте новую историю.  Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на 

улицу, в цирк, на рыбалку. Например,  расскажите, что  Звукоедик попал в сад и 

теперь «отгрызает» первый ( или последний) звук в названиях фруктов: (г)руша, 

(а)брикос, яблок(о), слив(а). Или озаботьтесь тем, что в лесу используют звуки в 

названиях грибов, ягод, деревьев. Играйте так со Звукоедиком до тех пор, пока 

ребёнок не научится легко выделять первый и последний звук в словах. И только 

после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также 

определять их последовательность в словах сначала из трёх, а затем из четырёх- 

пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. 

Скажите: « В этом доме  живёт слово «кот». У него три комнатки, в каждой по 

окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». 

Какой звук спит в первой спаленке?». Дайте ребёнку фишку синего цвета 

(согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребёнок завёт: «К-к-к», - 

кладёт фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть 

малыш завёт спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук m, 

удивитесь: «Разве здесь живёт кm? Я думал, что здесь живёт ко-о-оm».

                 Усложняйте игру, предлагая слова из четырёх и пяти звуков. Пусть 

ребёнок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладёт на 

хранение» продукты, одежду, мебель.

                  Игру можно ещё усложнить: предложите малышу самому построить 

дом для куклы Маши и других игрушек.

                   Все эти игры настольные. Если же ваш ребёнок предпочитает 

подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три 

игрушечные машинки (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие 

предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой 

машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую 

машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: 

«С-с-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «ы-ы-ы». 

Третья машина рокочет по своему» «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везёт 

машина?». Ребёнок угадывает: «Сыр».

                   Одновременно с звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с 

буквами. Показывая начертания буквы, произносите не её название, а тот звук, 

который эта буква означает. Например, покажите букву и скажите: «Маша, твоё 

имя начинается вот с этой буквы –  “ М“». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не 

говорите «эм». И ещё – знакомьте детей только с печатными буквами. Для 

запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в 

тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

                   Чтобы ребёнок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте 

выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагаете 

вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета 

звуков»), он может грузить в них уже невидимые звуки, а буквы из разрезной 

азбуки или кубики с изображёнными на них  буквами.

                      У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, 

но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию главного 

принципа русской письменности.

                      Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперёд и 

смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы затем произнесём стоящую 

впереди согласную – твёрдо или мягко. Ребёнок не умеет забегать глазами вперёд 

– он означает букву «л», не обращая внимания на то, что стоит за ней – «у» или 

«ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтёт одинаково.

  Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом может вырезать из картона и вставить 

в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно 

двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне 

протягивайте полоску с гласными. Помогите ребёнку читать слоги: ла, ло, лу, лы.

                Итак, вы научили ребёнка читать слоги – можно начинать читать 

односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова 

обязательно выясняйте, понимает ли ребёнок его смысл. Предложите найти 

картинку с изображением этого предмета, составить предложение с данным 

словом.

                В заключении, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, 

но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: 

добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, 

приносящий в своём портфеле занимательный материал, весёлый Карандаш, 

умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью 

детей. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со 

Звукознайкиным пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие детей 

превратят в сказку, откроют для них разнообразный и увлекательный мир слов, не 

дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут 

в познании окружающего мира.
Comments