КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЁНКОМ

Отправлено 5 нояб. 2013 г., 00:11 пользователем Дарья Клименко   [ обновлено 14 апр. 2015 г., 09:46 ]

Логопед МБДОУ д/с №10 Фишер Н. Г.

Приятно, когда ребёнок с удовольствием сначала учит, апотом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребёнок не соглашается на это «ни за что на свете»?

Ребёнок может отказываться под разными предлогами: «Я не могу», «Я не хочу», или просто без объяснения взять и уйти. При этом причина не желания, как правило одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь надо успокоить ребёнка (усыпить его бдительность). «Хорошо, стихотворение мы учить не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй.» Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать надо по одной строчке стихотворения. В таком случае ребёнку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.

Следующий шаг – выяснить, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые не понятны ребёнку. Выясняется это просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребёнку, что значит слово или фраза и привести примеры.

Когда все непонятные слова разъесняны, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребёнок не начнёт рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребёнок не начнёт сам рассказывать эти две строчки. Таким образом, незаметно для себя, ребёнок сможет выучить всё стихотворение.

Если такой способ не помогает и ребёнок продолжает противиться, то придётся идти на крайнюю меру: надо взять ребёнка так, как берёт нас реклама – бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребёнка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее колличество повторений будет лишним), а затем начинайте бесконечно «бубнить» по одной – две строчки, в зависимости от их объёма. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стихотворения.

Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, а одну игрушку берёте на «сцену» - пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну – две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов, ребёнок включится в игру. Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребёнка весь процесс запоминания пройдёт не заметно для него самого. Тут есть одна важная рекомендация – не стоит учить с ребёнком больше двух строчек в день. Неделя – вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Этот метод заучивания известен с древних времён. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого с постепенным прибавлением и частом повторении, поэтому нельзя заучивать слишком большое число строк в день, так как память должна приучаться к работе постепенно.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.      Чтобы ребёнку учить стихи было приятно и легко, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если ребёнку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребёнка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.

2.      Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребёнком движения под ритм стихотворения (шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее).

3.      Для заучивания можно использовать мячик: вы говорите строку и бросаете мячик ребёнку. Он повторяет строчку и бросает вам мячик обратно. Когда ребёнок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.

4.      Можно нарисовать стихотворение вместе с ребёнком. Это может быть одна картинка или целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.

5.      Чтобы для ребёнка рифма была привычной для заучивания, следует почаще в быту применять рифмованные словечки, например: «Кисуля – раскисуля», «Ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», «Антошка – картошка», «Иди на горшок – получишь семечек мешок», «Кашка для Сашки» и т. д. Такие рифмы придумываются легко и родители могут постоянно использовать их в общении с ребёнком.

                                                             ЖЕЛАЕМ ВАМ ТЕРПЕНИЯ И УДАЧИ!