Народное творчество отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач в воспитании будущего гражданина. Дошкольная педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств, с раннего детства. Применительно к детям шести – семи лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств, как желание больше узнать о своей стране, её народе, как проявление симпатии и уважения к людям, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь её красоту. Важным условием воспитания у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру является народное творчество. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребёнку. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, понимание красоты. Изделия декоративно - прикладного искусства, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это обуславливает необходимость более глубокого изучения воспитателем творческого опыта народных мастеров. Овладения навыками изображения народного орнамента. Соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством, и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др. Основные формы орнаментирования изделий, складывались в тесном взаимодействии со своеобразием культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов. Так в Кубанской росписи присутствуют стилизованные рисунки цветов подсолнуха, мальвы, водосбора, тюльпана – то есть те цветы, которые характерны для растительности нашей местности. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментирования, были созданы мотивы узоров, их композиционный и цветной строй. Содержание орнаментов художники черпают из окружающей жизни, но они непросто копируют её образцы, а отвлекаясь от индивидуальных особенностей, конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, не смотря, на то, что в орнаментах образцы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по- своему реальны. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека не редко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному цвету. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребёнку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания будущего гражданина, при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлён отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые спецефические и общие черты в творчестве народов. Я провела ряд занятий по ознакомлению детей с Кубанской росписью. задачами на эти занятия я ставила следующее: обогащение знаний детей о Кубанской росписи, подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека, формирование умения отмечать своеобразие Кубанской росписи, её харак- терные особенности. Знания, предлагаемые детям, группировались условно следующим образом: 1. Характерные мотивы Кубанской росписи, особенности их компоновки и колорита. 2. Специфические особенности росписи ( обилие цветочно-растительных мотивов, наличие ассиметричных узоров ). 3. Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость привлекательность декоративных узоров. Эти занятия помогли подвести детей к пониманию: - самобытности, своеобразия Кубанского узора; - связи содержания орнамента с окружающей природой; - связи искусства с бытом и жизнью народа. Работа, проведённая по теме Декоративное рисование, Элементы Кубанской росписи, дала возможность углубить и расширить представления детей о быте Кубанских казаков, расширить задачу выделения цветового и композиционного решения народного Кубанского узора и его характерных мотивов. Всё это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии К нарду – творцу талантливых произведений, Естественно, что интерес и любовь к искусству народа родной Кубани становится частью чувства любви к Родине. |