Румянцева Ольга Михайловна |
ИЗО руководитель
Влияние творчества на здоровье детей
Активизация словаря на занятиях ИЗО
Расширение запаса слов у детей – одна из задач, которые я ставлю перед собой, составляя план занятия. Чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развивает свою речь. Главным источником обогащения и активизации словаря детей – их жизненный опыт наблюдения, за окружающим, жизнью людей и природы. В моих перспективных планах по изо, очень много занятий, на которых мы рисуем (деревья, траву или явления природы –дождь, снег, солнца , радуга.) Все эти занятия требуют предварительного наблюдения в природе, а так же на картинах художников. Все свои занятия я планирую так , что перед тем как рисовать, лепить или пилить мы обязательно с детьми беседуем по теме занятия дети вспоминают, что они видели на прогулке с воспитателем ,что наблюдали по дороге в садик или дома с родителями . Я стараюсь к каждому занятию подобрать рисунки, иллюстрации или репродукции с картин художников, чтобы иметь возможность показать детям и рассказать о тех или иных предметах или явлениях природы . Дети слушают, а потом я предлагаю им повторить мой рассказ, если им трудно это сделать я задаю вопросы на которые они отвечают предложениями . |
РОЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ГРАЖДАНИНА
Народное творчество отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач в воспитании будущего гражданина. Дошкольная педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств, с раннего детства. Применительно к детям шести – семи лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств, как желание больше узнать о своей стране, её народе, как проявление симпатии и уважения к людям, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь её красоту. Важным условием воспитания у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру является народное творчество. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребёнку. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, понимание красоты. Изделия декоративно - прикладного искусства, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это обуславливает необходимость более глубокого изучения воспитателем творческого опыта народных мастеров. Овладения навыками изображения народного орнамента. Соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством, и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др. Основные формы орнаментирования изделий, складывались в тесном взаимодействии со своеобразием культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов. Так в Кубанской росписи присутствуют стилизованные рисунки цветов подсолнуха, мальвы, водосбора, тюльпана – то есть те цветы, которые характерны для растительности нашей местности. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментирования, были созданы мотивы узоров, их композиционный и цветной строй. Содержание орнаментов художники черпают из окружающей жизни, но они непросто копируют её образцы, а отвлекаясь от индивидуальных особенностей, конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, не смотря, на то, что в орнаментах образцы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по- своему реальны. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека не редко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному цвету. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребёнку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания будущего гражданина, при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлён отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые спецефические и общие черты в творчестве народов. Я провела ряд занятий по ознакомлению детей с Кубанской росписью. задачами на эти занятия я ставила следующее: обогащение знаний детей о Кубанской росписи, подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека, формирование умения отмечать своеобразие Кубанской росписи, её харак- терные особенности. Знания, предлагаемые детям, группировались условно следующим образом: 1. Характерные мотивы Кубанской росписи, особенности их компоновки и колорита. 2. Специфические особенности росписи ( обилие цветочно-растительных мотивов, наличие ассиметричных узоров ). 3. Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость привлекательность декоративных узоров. Эти занятия помогли подвести детей к пониманию: - самобытности, своеобразия Кубанского узора; - связи содержания орнамента с окружающей природой; - связи искусства с бытом и жизнью народа. Работа, проведённая по теме Декоративное рисование, Элементы Кубанской росписи, дала возможность углубить и расширить представления детей о быте Кубанских казаков, расширить задачу выделения цветового и композиционного решения народного Кубанского узора и его характерных мотивов. Всё это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии К нарду – творцу талантливых произведений, Естественно, что интерес и любовь к искусству народа родной Кубани становится частью чувства любви к Родине. |
"Ознакомление с народными промыслами - форма организации досуга"
Из опыта работы воспитателя ИЗО Румянцевой О.М. 12 марта 2015 г. Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цвета, так любимое детьми, простота формы - все это мы находим в народной игрушке, орнаменте, резьбе и росписи. И все это доступно детям... (Продолжение в прикрепленном документе) |
Аппликация как путешествие в пространстве и во времени
18 февраля 2015 г. Аппликация из бумаги очень эффективна в работе с детьми. Бумага легкая, пластичная, дешевая. Она может складываться многократно и легко, изменяться в процессе обработки. Ножницы как инструмент доступный даже детям дошкольного возраста. Многообразие орнаментальных мотивов условно можно распределить на пять групп: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные, бытовые. Первая, самая многочисленная, группа охватывает большое разнообразие геометрических элементов и фигур, а также узоры абстрактной конфигурации, которые не имеют аналогии с орнаментами других видов декоративно прикладного искусства. К этой группе относятся прямые, ломанные и волнистые линии, образующие в " бумажном фольклоре" мотивы " лета","вона" "кривулька", " треугольник - стрелка" или ритмический ряд треугольников - " косица"; " выгнутый вырез - " лук" или "рис калик" , а еще более закрученный - " закрутка", " кудри", " бараньи рожки". Вторая группа объединяет мир растительных форм: "бутоны", " цветы", "листочки", "ветки", " соцветия", " букеты", " вазоны", " деревья жизни", " и разнообразные плоды: " яблоки", " вишенки", "колоски", " семена" и т. д. К следующей группе относится мир животных (" коней", " коров", "овец", " оленей", " медведей" ), птиц ( " уточек", " петушков", " голубей", " павлинов", " ласточек" и др.), разнообразных насекомых (" бабочек", " жучков", " паучков" ) и т. д. антропоморфные вырезки составляют своеобразную группу орнаментальных мотивов, включающую отдельные фигурки людей ( одинарные " лялечки", " казаки" ) симметричные удвоенные изображения ( " двойняшки", " близнецы" ) и целые " хороводы" (" ленточные вырезки " под деревом" , " танец" ). Небольшую группу представляют сравнительно новые мотивы архитектурных сооружений и бытовых вещей: " церкви", " башенки", " мельницы", " лесенки", " грабельки", " фонарики", " пасочки" и т. д. наиболее сложные для понимания абстрактные геометрические мотивы представляют собой условное изображение земли, воды, неба и огня - жизненно важных стихий: круг ( розетта ) - солнце; ромб ( прямоугольник, треугольник ) - земля и варианты этой бумажной пиктограммы: ромб с точкой в центре - символ вспаханного и засеянного поля, ромб с меандрами на углах - символ поля с урожаем; треугольник - гора; прямая линия - дорога; ломаная - молния; волнистая - вода. Цветы и деревья в народном искусстве выступают символами состояний, качеств и черт характера: Василек- простота, нежность; гвоздика - мужество, стойкость; мак - красота; пион - долголетие; подснежник - нежность, чистота; ромашка - мир, любовь; дуб - сила, мужество и др. образцы птиц и животных также являются символами и несут определенную семантическую " нагрузку": голубь - мир, щедрость; орел - скорость и сила; павлин - красота и бессмертие и т.д. |
Для чего нужно лепить из пластилина?
17 декабря 2014 г. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Я леплю из пластилина - Пластилин нежней, чем глина - Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак. Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Многие родители считают пластилин весьма «опасным» для домашней обстановки материалом: липнет ко всему и оставляет жирные пятна. А ведь лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. Таким образом, польза от занятий лепкой огромна. Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин – это удивительный материал. Он не только дает детям возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с природой. Некоторые родители считают, что вполне достаточно занятий лепкой в детском саду, а дома можно и не лепить. Давайте не будем бояться беспорядка в доме. Дайте детям в руки пластилин, тесто, глину... Сядьте рядом с ребенком, и Вы окунетесь в детство, а Ваш ребенок будет счастлив, лепить вместе с вами. Специалисты, которые занимаются изучением детской речи, давно установили, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. Ученые рекомендуют стимулировать речевые навыки ребенка путем тренировки пальцев рук, что в свою очередь подготавливает кисть и пальчики к письму. Практика показывает, что многие первоклассники сталкиваются с большими трудностями при овладении письмом. У них быстро устают руки, им тяжело писать, появляется боль, дрожь и слабость в кистях рук. Поэтому дети становятся нервными, часто плачут и отказываются выполнять письменные задания. Большинство младших школьников теряют интерес к письму из–за чувства неудовлетворенности своими результатами и возникающих болевых ощущений. Лепка дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления и, что самое главное, для улучшения тонкой моторики пальцев и кистей рук. Кроме развития моторики, мышления и речи, занятия лепкой помогают ребенку проявить себя в творческом процессе и закладывают фундамент креативной и самостоятельной личности. Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы! Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия воспитателей и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В помощь родителям: Е.Румянцева «Простые поделки из пластилина»; И.Лыкова «Мы лепим, мы играем»; Е.Данкевич, О.Жакова «Лепим из пластилина»; Рони Орен «Секреты пластилина»; Уроки лепки с магом Пластилинкиным. CD диск. |